ГЛАВНОЕ - НЕ ТЕРЯТЬ ДОСТОИНСТВА

вечер-портрет

к 130-летию со дня рождения

Михаила Афанасьевича Булгакова

Если спросить любого читателя, как называется самое известное произведение Михаила Афанасьевича Булгакова, тот без запинки ответит: "Мастер и Маргарита"!
Булгаков – автор множества рассказов, повестей, пьес, инсценировок и романов, в которых настолько ярко и скрупулезно показал эпоху 1920–1930-х гг., что по его книгам можно изучать жизнь разных слоев общества почти вековой давности. Но главным интересом Булгакова всегда оставался человек, живущий в мире, необратимо менявшемся на глазах. Ведь Булгакову и его сверстникам выпало стать свидетелями грандиозного социального сдвига – двух русских революций 1917 г., Февральской и Октябрьской.
И если после первой общество могло еще остаться примерно таким, как ранее, то после второй Россию ждал небывалый по масштабам, беспрецедентный в истории слом всех традиций и устоев, социальной структуры, культуры в целом.

Человек по натуре саркастичный и резкий, Булгаков раз за разом ставил перед читателем одни и те же вопросы: насколько прочно человеческое благородство? Может ли образованный человек выдержать давление воинствующей серости, невежества, подлости и хамства? Действительно ли грубый напор и беспощадная власть в состоянии раздавить личность, или миром все-таки правят другие силы, помогающие выстоять в борьбе со злом?

Михаил Булгаков родился в семье преподавателя Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны. Был старшим ребенком в семье и имел еще шесть братьев и сестер. Именно от матери Михаил унаследовал любовь к музыке и книгам. "Мама - светлая королева" - так назвал он ее в своем первом романе.
Михаил Булгаков получил прекрасное образование. Он окончил Первую Александровскую гимназию, где учились дети русской интеллигенции Киева. Уровень преподавали там высокий, занятия нередко вели специально приглашенные университетские профессора. В 1909 году Михаил поступил на медицинский факультет Киевского университета. К профессии медика, биолога-экспериментатора его толкало романтическое влечение юности.

В 1913 году будущий врач, студент университета Михаил женился на Татьяне Николаевне Лаппа, дочери управляющего Саратовской казенной палатой. Семейство Лаппа, столбовые дворяне - это уже другой мир, мир родовой аристократии, крупного чиновничества, где образ жизни другой и достаток выше.


В начале века Киев был крупным театральным центром, и молодые супруги часто бывали на театральных премьерах. Булгаков музыку любил и понимал. Неоднократно будущий писатель слушал Шаляпина, приезжавшего на гастроли. Позднее черты шаляпинского Мефистофеля отразились в Воланде, герое знаменитого булгаковского романа.

Михаил Булгаков после окончания занятий в университете работал в полевых госпиталях, сначала в Каменец-Подольском, потом в Черновцах. Это было время знаменитого Брусиловского прорыва. Бугаков близко видел страдания искалеченных людей, смерть. Он получил первый значительный заряд пацифизма, который сохранил на всю жизнь.


Осенью 1917 года он стал заведующим инфекционным и венерологическом отделением земской больницы в Вязьме. об этом периоде жизни мы знаем по автобиографическим "Запискам юного врача", где булгаковский герой - честный труженик и умелый врач, часто спасающий больных в безнадежных ситуациях.

Февральская революция не только разрушила привычный миропорядок, но еще более участила ритм исторического времени, и до того сильно убыстренный войной. Позднее, в 1923 году, в очерке "Киев-город" Булгаков писал, что с этой революцией "внезапно и грозно наступила история". В эти горячие дни будущий писатель был в городе и тогда же забрал из канцелярии университета диплом и другие документы.

При Советской власти, вплоть до августа 1919, Булгаков продолжал заниматься частной врачебной практикой.



В мае 1921 года, как указывал Булгаков в автобиографическом рассказе "Богема", успешная постановка "Сыновей мулы" дала ему достаточно денег для отъезда из Владикавказа в Тифлис. В Тифлисе, потом в Батуме у Булгакова была возможность иммигрировать. Колебания на этот счет у Булгакова были, но в конце концов он остался в России, принял решение поселиться в Москве, одном из главных литературных центров страны.

Первые два месяца в Москве Булгаков работал секретарем литературного отдела Главполитпросвета. Затем тяжелые месяцы безработицы. Писатель пытался сотрудничать в частных газетах, которые исчезали так же быстро, как и появялись. 9 февраля 1922 года Булгаков сделал в дневнике отчаянную запись: "Идет самый чёрный период моей жизни. Мы с женой голодаем..."

С весны 1922 года он стал регулярно печатается в "Гудке", "Красной газете", "Смехаче" и других московских и ленинградских газетах и журналах, а также в берлинской газете "Накануне".

В Москве в середине 20-х годов Булгаков сделался довольно популярным. Его фельетоны и очерки регулярно публиковались в прессе. Владикавказские впечатления и первые, самые трудные месяцы московской жизни послужили материалом для автобиографической повести "Записки на манжетах".

В 1925 году Булгакову удалось опубликовать в московском сменовеховском журнале "Россия" две части из трёх своего романа "Белая гвардия". Роман был написан в 1923 году, и год спустя в автобиографии Булгаков написал о нем так: "Роман этот я люблю больше всех своих вещей".




В "Белой гвардии" писатель вновь обратился к драматическим событиям в Киеве на переломе 18-19 годов. В доме семьи Турбиных запечатлел он родной дом на Андреевском спуске.

После публикации "Белой гвардии" в журнале "Россия" к Булгакову обратился Художественный театр с просьбой написать пьесу по мотивам романа. Так родились "Дни Турбиных" поставленные в 1926 году и сделавшие имя автора знаменитым.

Крымские страницы Михаила Булгакова
Крым... О нем мечтал в своем родном городе Киеве юный гимназист Михаил Булгаков.
На уроках географии, за чтением Фенимора Купера, Жюля Верна, Александра Дюма ему грезились дальние страны и южное море. Морская романтика так влекла будущего писателя, что после окончания Киевского университета, получив «диплом лекаря с отличием», Булгаков чуть не стал военным моряком. Позже, открыв для себя Крым, писатель был навсегда заворожен этим краем, а его произведения наполнились таврическими сюжетами.
Крым очень много дал Булгакову — несмотря на кратковременность его посещений черноморского полуострова.
Прежде всего, это — «чеховское притяжение», глубокое духовное, нравственное родство двух писателей-врачей. Уединенная ялтинская дача Чехова и ее обитатели, думается, успокаивали и утешали Булгакова. В Таврическом калейдоскопе — и коктебельское лето, давшее писателю передышку в трудные дни, сердечная теплота волошинского Дома поэта, и спендиаровское окружение в Судаке. Это, наконец, незабываемые впечатления легендарного Севастополя и величественной царской Ливадии.

Время соприкосновения Булгакова с Крымом, 1925— 1930 годы — самое блистательное, многообещающее в жизни писателя, но и безмерно тяжкое, предвещающее дальнейшие грозы.

«Феодосийский поезд пришел, пришла гроза, потом стук колес, и мы на юг, на берег моря»— таковы первые такты булгаковской крымской главы с четким географическим обозначением.

В Крым Михаил Афанасьевич прибыл уже со своей второй супругой - Любовью Евгеньевной Белозерской.

Многоуважаемый Максимилиан Александрович!
Н. С. Ангарский передал мне Ваше приглашение в Коктебель. Крайне признателен Вам, не откажите мне черкнуть, не смогу ли я с женой у Вас на даче получить отдельную комнату в июле — августе. Очень приятно было бы навестить Вас. Примите привет.
М. А. Булгаков
10 мая 1925 г.
Дорогой Михаил Афанасьевич, буду очень рад Вас видеть в Коктебеле, когда бы Вы ни приехали. Комната отдельная будет. Очень прошу Вас привезти с собою все Вами написанное (напечатанное и ненапечатанное). Технические сведения: из Москвы почтовый поезд, прямой ваши на Феодосию. Феодосия— Коктебель: линейка (1 V: р.) пли катер (нерегулярно). Обед 60—70 копеек. Июль—август— наиболее людно. Прошу передать привет Вашей жене и жду Вас обоих.
М. А. Волошин
28 мая 1925 г.
Волошин с гостями своего коктебельского дома. Крайний слева – Михаил Булгаков,
1925 г.


Коктебель, дом на берегу залива, мелодии цикад, степной воздух, ласковое море— быть может, первый спасительный якорь в изнурительном шторме трудного десятилетия, в череде надежд и разочарований. О, как далеко и как близко чудесное лето, подаренное Михаилу Афанасьевичу.

Точно гроздь лиловых

Бледных глициний

Расцветает утро —

писал Максимилиан Волошин о Коктебеле.

Вдохнуть этот живительный воздух, всмотреться в восходы и закаты Киммерии было дано и Булгакову. Спасибо тебе, Коктебель!

Волошин М. А .
"Коктебель"
1929 г.



«Но до чего же она хороша! ...По спящей, еще черной в ночи набережной носильщик привел куда-то, что показалось похожим на дворцовые террасы. Смутно белеет камень, парапеты, кипарисы, купы подстриженной зелени, луна догорает над волнорезом сзади, а впереди дворец,— черт возьми!.. В окнах гостиницы ярусами Ялта... Светлеет».
Так необыкновенно ярко рисует М. Булгаков свои первые ялтинские впечатления.

О том, что Михаилу Афанасьевичу и Любови Евгеньевне сразу же удалось поселиться в гостинице, мы находим подтверждение и в «Воспоминаниях» Л. Е. Белозерской-Булгаковой: «Когда мы подошли к Ялте, она была вся в огнях — очень красивая, — и, странное дело, сразу же устроились в гостинице, не мыкались, разыскивая пристанище на ночь — два рубля с койки...»




Любовь Евгеньевна Белозерская пишет, что Булгаков любил Чехова, но не фанатичной любовью, а какой-то ласковой, какой любят умного старшего брата. И прекрасно, глубоко знал его творчество. Михаил Афанасьевич восторгался записными книжками Антона Павловича, а многие его письма знал наизусть. Однажды, как вспоминает Л. Е. Белозерская, он спросил ее, какое из литературных произведений ей нравится больше всего. И услышав, что, по мнению Любови Евгеньевны, это «Тамань» М. Ю. Лермонтова, заметил: «Вот и Антон Павлович так считает». Булгаков тут же процитировал письмо Чехова поэту Я. П. Полонскому от 18 января 1888 года, где он говорит о «Тамани» как доказательстве родства русского стиха с талантливой изящной прозой...

Антон Чехов и Михаил Булгаков... Две короткие жизни, отзвуки которых так значимы и сегодня, непостижимая взаимосвязь двух судеб, таинственное родство душ — приход в словесность через медицину, не показная, но непоколебимая вера в христианские начала, драматургическое дарование, сделавшее обоих вечной славой отечественного театра...

В крымском доме писателя всё было приспособлено для творчества



Ситуация вокруг Булгакова резко ухудшилась в 1929 году. Нападки критики на Булгакова достигают апогея, все его ранее поставленные пьесы запрещаются, но он продолжает писать. В этом же 29 году была начата первая редакция романа который во всём мире известен под названием «Мастер и Маргарита».
28 марта 1930 года опальный драматург обращается с развёрнутым письмом правительству СССР, процитировав наиболее характерные бранные отзывы о себе и своем творчестве, появившиеся в печати за последние годы.
«...Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала — мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати... Вот одна из черт моего творчества, и ее одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР».
Булгаков, как видно во всех его главных произведениях, всегда был пособником общечеловеческих ценностей и гуманистических идеалов, выступал против подмены их интересам того или иного класса или социальные группы. Из всех свобод более всего ценил творческую свободу.
В письме от 28 марта 1930 года Булгаков просил вместе с женой выслать его за пределы СССР, а если в этом им будет отказано, то командировать его лаборантом-режиссером Художественного театра.
Письмо возымело действия. 18 апреля Булгакову позвонил Сталин. В результате состоявшегося разговора была удовлетворена просьба драматурга в назначении режиссёром-ассистентом во МХАТ.
В этой должности Булгаков оставался до 1936 года. Во МХАТе состоялся и актерский дебют Булгакова, он успешно сыграл роль судьи в инсценировке «Пиквинского клуба» по Диккенсу.
Были в булгаковской жизни и проблески надежды. В 1932 году по распоряжению правительства во МХАТе были возобновлены «Дни турбиных». В этом же году сцену увидела булгаковская постановка «Мёртвых душ», драматург участвовал в постановке в качестве режиссера-ассистента.
В октябре 1936 года Булгаков становится либреттистом Большого театра.
Позднее в 1940 году уже будучи смертельно больным, Булгаков, по воспоминаниям навестившего его сотрудника части МХАТа Виленкина, говорил о близости войны, о том что надо быть к ней готовым. Писатель был прозорливее многих своих современников, убаюканных коротким периодом советско-германского сближения.
Последние свои силы Булгаков отдавал работе над романом «Мастер и Маргарита». Для Булгакова он был как бы последним замечанием человечеству, он вложил в роман весь свой недюжинный талант. Роман утверждает приоритет вечных человеческих чувств над любой социальной иерархией.
В феврале 1940-го он продиктовал последние правки к роману «Мастер и Маргарита». 10 марта того же года писатель скончался. Его тело кремировали, а прах захоронили на Новодевичьем кладбище.

Михаил Булгаков бережно берег своим творчеством культурную традицию, утверждал вечные нравственные ценности.

Булгаков оказался необходим всем. Литературе, потому что его произведения - богатейшая школа мастерства, творческой фантазии, юмора, сатиры. Его влияние можно легко обнаружить в сочинениях многих авторов.

Булгаков нужен всему театральному миру - и режиссерам, и актерам - потому, что постановка его пьес на редкость увлекательная и благодарная работа.

Булгаков нужен любому из нас. Каждая его вещь - это прежде всего захватывающее чтение. Обогащающее и облагораживающее. То тяжелое, что есть в его книгах, не давит, а просветляет душу. Смешное не только веселит, но и будит мысль. Добро не только умиротворяет, но и требует действия, а зло рождает не столько ненависть, сколько горечь и сожаление.


О своем творчестве Михаил Булгаков говорил так: «Черные и мистические краски, в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык <…>, а самое главное — изображение страшных черт моего народа». При жизни писателя его пьесы запрещали к постановке, а повести и романы напечатали только в 1960-х. Сейчас же произведениями «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» зачитываются со школы.

Литература из фонда ЦГБ им. А. Грина,
использованная для создания лонгрида
+7 36562 309 58
feobiblio@mail.ru
По любым вопросам и для заказа свяжитесь с нами по телефону, почте и в соцсетях.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website