ФРАНЦ РУБО

создатель панорамы
"Оборона Севастополя
1854-1855гг."
Ко Дню памяти жертв Крымской войны

Из биографии

Рубо Франц Алексеевич (Roubaud Francois) – российский живописец французского происхождения, выдающийся мастер батальной и панорамной живописи, академик и руководитель батальной мастерской Академии художеств, создатель трех батальных панорам:

Оборона Севастополя
Бородинская битва
Штурм аула Ахульго
Франц Алексеевич Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе. Его отец - переселившийся в Россию французский книготорговец, уроженец Марселя Алекс Рубо; мать - Мадлен Сенек держала свой дом моделей.
С ранних лет у Франца Рубо проявилась склонность к рисованию. В 9 лет он был определен в Одесскую школу рисования и черчения, а в 1878 году поступил в Баварскую королевскую академию художеств. Его учителем стал Йозеф Брандт. Во время каникул юноша ежегодно приезжал в Россию, путешествовал по Кавказу, Украине, Средней Азии. Кавказ стал одной из самых любимых тем художника. В 1886 году он получил заказ на написание 19 картин на тему Кавказских войн для Тифлиса. Чтобы выполнить заказ, живописец изучал исторические события, знакомился с местами сражений. На Кавказе художник создал целую галерею колоритных образов горцев.
Этюды и эскизы легли в основу больших полотен, созданных для храма Славы в Тифлисе. Сложность работы заключалась в том, что это был правительственный заказ и творческие возможности художника сковывались определенными требованиями. Для каждой картины Рубо был "обязан предварительно заготовить эскиз и представить его на рассмотрение комиссии и на утверждение Главного начальника кавказского края".
В 1889 году в залах Императорского Общества поощрения художников открылась первая персональная выставка Ф. А. Рубо. Это был период расцвета Рубо как мастера станковой живописи. Участвовал живописец и в академических выставках 1896 и 1898 годов. Специально для них было создано несколько полотен, в том числе:
Живой мост.
Кавказская разведка
Переправа через горную реку
Верный реалистическому идеалу в искусстве, стремясь во всей широте передать героическое прошлое русского народа, Рубо избирает для осуществления своих замыслов такой вид изобразительного искусства, как панорама.
Панорама
(от агл.) любой широкоугольный вид или представление физического пространства, будь то живопись, графика, фотография, фильм, сейсмические изображения или трехмерная модель.
Он стал основоположником русской школы батальной панорамы. Этот вид изобразительного искусства привлек мастера тем, что давал возможность создавать монументальные произведения, в яркой форме воскрешающие знаменательные события в истории России.

Уже будучи зрелым мастером, летом 1901 года художник получил официальный заказ на создание панорамы, посвященной 50-летию героической обороны Севастополя в период Крымской войны 1853-1856 годов.
Задача передать грандиозный сюжет обороны Севастополя не имела себе предшественников, и разрешение ее представляет для художника громадные трудности. Легко писать художнику, где исторический материал дает готовые и благородные мотивы, но совсем другое дело изображать на холсте героическую защиту. Художник должен всегда оставаться правдивым.
Франц Рубо
Готовясь к написанию панорамы, Рубо тщательно изучал исторические материалы, беседовал с оставшимися в живых участниками обороны, писал этюды с Малахова кургана. По его просьбе на местах сражений устраивались инсценировки боевых действий. Он поставил перед собой задачу средствами панорамного искусства увековечить героизм русского народа. Нелегко было художнику отстоять свой замысел. Официальные круги предлагали создать на полотне эффектное зрелище, показать несколько разновременных эпизодов.
Рубо последовательно реализовал один из принципов реалистического панорамного искусства - принцип единства времени, показав момент отражения защитниками Севастополя самого яростного штурма, предпринятого неприятелем 6 (18) июня 1855 года, когда героизм русских воинов проявился особенно ярко. И художник вышел победителем: его замысел был утвержден. Кроме эскиза размером 1,08ґ11,5 м, выполненного тушью на бумаге, он создал около 50 этюдов. Используя их, Рубо, которому помогали Л. Шенхен, О. Мерте, К. Фрош, к середине ноября 1904 года закончил работу над панорамой. Открытие состоялось 14 (27) мая 1905 года. В феврале 1909 года панорама была выставлена для показа в Петербурге, а затем отправилась в Севастополь.
25 июня 1942 года от прямого попадания фашистской бомбы загорелось здание Севастопольской панорамы. Спасая живописное полотно, солдаты разрезали его на 86 кусков и вывезли их из Севастополя на военном корабле.
Монументальное живописное полотно было возрождено группой реставраторов, возглавляемой действительными членами Академии художеств СССР В. Н. Яковлевым и П. П. Соколовым-Скаля. С 1954 года картина вновь демонстрируется в здании на Историческом бульваре Севастополя.
Экскурсия по Панораме
«Оборона Севастополя 1854-1855 гг.»
За большие заслуги в художественной деятельности Рубо в 1908 году был награжден орденом Святой Анны 2-й степени и избран академиком Императорской Академии художеств.
После открытия следующей панорамы - "Бородино", Франц Рубо уехал в Германию и в Россию больше не приезжал. Живя вдали от Родины, истинным патриотом которой являлся, Рубо не написал ничего равнозначного своим панорамам. Скончался Франц Алексеевич Рубо в марте 1928 года в Мюнхене.
В современное время работы Франса Рубо пользуются большой популярностью среди жителей разных стран. Художника помнят и знают, его искусство востребовано!

Ждем Вас по адресу
г. Феодосия, ул. Кирова, д. 2
http://feolib.crimealib.ru/

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website